Лечение
Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.
Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.
Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.
Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.
Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает
Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи
Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости
Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью
Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.
Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».
Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.
Реальные истории
Обе наши героини пережили негативный опыт в детстве — обеим пришлось обратиться к психологу.
Ольга, 30 лет. Красивой себя не считает, хотя, по мнению окружающих, у нее «очень интересная наружность». Как такое случилось? По воспоминаниям женщины, в детстве ее мама считала, что дочь недостаточно симпатична — у нее слишком широкий нос и чересчур рыжие волосы, к тому же полная. С возрастом девушка начала изнурять себя кардиотренировками, ограничивала в еде, а в 23 года сделала операцию по увеличению груди и ринопластику. Любимый мужчина постоянно говорит комплименты, но она ему не верит. Ольга мучает его бесконечными обидами и хранит тайну искусственной груди. Женщина хочет избавиться от чрезмерной ранимости и неуверенности в себе.
Милана, 28 лет. Ей мать постоянно говорила, что она недостаточно красива, зато умна. И при этом подчеркивала, что красота — не главное в судьбе, а вот ум ее продвинет. Повзрослев, девушка сделала себе не одну пластику, хотя объективных причин для этого не было — от рождения она симпатична и обаятельна. Однако Милана по-прежнему считает себя чуть ли не уродиной, и даже «пластика» не помогла изменить такое негативное восприятие самой себя. Девушка желает повысить самооценку, но не знает, как это сделать.
Говорящие цифры
По данным совместного исследования ВЦИОМ и бренда Dove, посвященного самооценке подрастающего поколения, 94% опрошенных девушек в возрасте от 14 до 17 лет хотели бы что-то изменить в своей внешности. В основном недовольство касалось живота, веса или талии (46-50%). Кожу лица предпочли бы поменять 43%. Для 39% проблемной зоной являются волосы на теле, а треть (30-34%) не устраивают бедра или ягодицы, нос и грудь.
Большинство респонденток (68%) видят в физической красоте залог успеха, а внешние «недостатки» считают препятствием, влияющим на самооценку и самореализацию. Из-за неидеального внешнего вида 26% опрошенных испытывают депрессию, а более трети (37%) заявляют, что планируют хирургические операции в будущем.
Некрасивая женщина
Я писал ей: «Так печально сказали Вы мне тогда: «Он не полюбит меня, ведь я некрасива!», что я ушел домой со стесненным сердцем. Но Вы неправы, фрейляйн Лотта! Откуда Вы знаете, что любят только красавиц? Что, быть красивой легко и весело? Что, красота и счастье идут рука об руку?
Если мы увидимся вскоре, я прочту Вам отрывок из письма, которое мне написала как-то одна действительно красивая дама. Это было письмо-жалоба о нескромности, о тщеславии, о зависти других, о преграде, которой стала красота для красавицы, об ослеплении людей, об одиночестве красивой женщины… Искренние и глубоко прочувствованные слова; они исходили из души, которая сознает внешнюю красоту своего тела и следует в одиночестве внутренней, духовной красоте. Ведь что может быть отвратительнее, чем уродливая, злая, глупая душа, заключенная в прекрасном теле?..
Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляются в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье; она — скорее опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви.
Что есть красота, где начинается она? Я смею утверждать, что каждая женщина может быть красивою и может стать красивою; и если она это может, то в ней уже дремлет красота, как скрытая предрасположенность, или власть и влечение. Это предрассудок, что красота всегда предстает раскрытой, положительной и совершенной. Напротив — она приходит и исчезает, созревает и искажается; и самая раскрасавица мгновениями бывает уродливой. Предрассудок также и то, что определение красоты можно свести к правильности черт, форм и красок: напротив — все оживляет именно душа; все решает именно живое выражение; именно внутренняя красота делает внешнюю гармоничность истинной красотой! И эта внутренняя красота имеет тайную власть, которая превращает неправильные черты в пленительные, да, пленительно красивые, изменяет и освещает их.
Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе. Он должен жить в своем теле и творить его; а то, что он переживает в душе, непосредственно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Ведь, как говорил Гете: «Что внутри — то и снаружи». Внутреннее уродство искажает самое красивое лицо; внутренняя красота освещает и облагораживает самые неудачные черты так, что они становятся незаметными. Внутренняя гармония, доброта, достоинство, идейное богатство, сила характера, любящее сердце и веселый нрав — если все это лучится из очей, одушевляет лицо, управляет движениями, кто видит тогда математически неправильные черты, несовершенные краски, недостаток внешней красоты? Тогда дух властвует над телом; тогда прекрасная душа говорит из внешне некрасивого тела — и тело выражает это — делая его, некрасивое, красивым.
Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. Но — изнутри, только изнутри, не путем этих поверхностных внешних «поправок», которыми так безнадежно стараются наверстать упущенное внутри… и именно так, что все упущенное и все «поправленное» без труда читается на лице.
Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где она слышит пение ангелов. Она должна вслушаться в это пение, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям.
И кто не полюбит эту «некрасивую» женщину, тот поистине не достоин ее».
Тема
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Зачем нужны нелегкие времена?
При желании из всех этих историй можно извлечь множество уроков, но самый главный урок, содержащийся в каждой из них — то, что неприятности и нелегкие времена могут не только сломать человека, но и сделать его лучше и сильнее.
Черные полосы нашей жизни похожи на сильные бури, налетающие на ваше тело и разум. Они не только удерживают вас на месте, не давая попасть туда, куда вам нужно, они еще и сдувают с вам все наносное, оставляя лишь то, что действительно является вашей внутренней сущностью, вашим стержнем, вашей душой, если угодно… И когда они проходят, вы остаетесь по-настоящему собою, таким, какой вы есть, безо всех лишних привязанностей и костылей, за которые вы так цеплялись раньше.
В каком-то смысле мы приходим в этот мир в том числе и для того, чтобы выстоять в этих бурях, рискнуть вашим сердцем… набить о свою жизнь шишек и синяков. И когда вам будет больно, когда вы почувствуете себя преданными, или что вы никому не нужны, просто посидите в тихом месте с закрытыми глазами, и вспомните все те хорошие ситуации, которые были в вашей жизни, насколько она бывает порою сладкой и яркой, и сколько всего нового вы вынесли изо всех жизненных ситуаций. Постоянно напоминайте себе о том, насколько замечательным было ваше путешествие, но не забывайте и о том, что боль — его неотъемлемая часть.
Какой бы ни была ваша жизнь, вашей целью должно быть не достижение идеального и безболезненного существования… Лучше старайтесь прожить вашу неидеальную и порою болезненную жизнь так, чтобы остаться от нее в полном восхищении. Вставайте каждое утро, и смотрите на мир вокруг вас, не воспринимая ничего, как должное. Все в этом мире, все без исключения по-своему замечательно. Каждый ваш день — неоценимый дар. Никогда не относитесь к нему, как к чему-то обычному. Быть духовным — значит восхищаться всем, чем только можно, даже когда не все идет так, как вы того хотите.
И кое-что еще напоследок. Мы с Эйнджел не проповедуем о том, о чем не имеем ни малейшего представления. Мы встретились со своей собственной болью, пережили нашу собственную бурю, и многому научились на собственных ошибках. Только лишь за последние десять лет нам пришлось многое пережить, включая внезапную потерю близкого родственника, медленное угасание лучшего друга из-за болезни, предательство делового партнера, неожиданное сокращение на работе, из-за которого нам пришлось сменить место жительства, и многое другое. Выдержать все это было непросто. Каждая из этих ситуаций укладывала нас на обе лопатки, и удерживала нас там довольно долго. Но когда время скорби после каждой неудачи проходило, мы продолжали идти вперед — сильнее, мудрее, и с еще большим пониманием и уважением к жизни.
Перевод статьи — 20 True Stories of Heartbreak and Resilience that Will Make You Think, Smile and Cry via Клубер
Фото — 3.bp.blogspot.com
Опасность подросткового возраста
Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.
Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.
Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».
В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.
Устранение морщин
#12 Огуречная маска для лица с молоком.
Средство известно еще со времен Екатерины. Российская царица знала толк в уходе за собой и успешно боролась с морщинами. Нужно приготовить четверть стакана сока плода и половину стакана молока. Смешать жидкости, получится молочный коктейль с освежающим запахом. И этим ароматным средством при помощи спонжика смазываем лицо утром и вечером. Похожий рецепт используется в серии от Avon, которая называется Montagne Jeunesse.
Увядающая кожа нуждается в особом уходе, интенсивном увлажнении и устранении возрастных пигментных пятен. Для этого нужно приготовить одну тертую картофелину и несколько ложек огуречной каши. Все смешиваем и накладываем на личико, держать примерно полчаса.
В косметических магазинах сейчас можно купить множество профессиональных средств на основе огурца. Самые популярные магазинные маски:
- Yes to Cucumbers от раздражений;
- Niju Cucumber Essence Mask для гладкости;
- L`ACTION Огуречная очищающая SPA маска;
- All New Cosmetic Vanedo Beaute Friends;
- Skinlite охлаждающие подушечки;
- Фитокосметик «Огуречная» увлажняющая;
- Гель-маска «солнечный свет» с фруктовыми кислотами;
- Freeman Facial peel-off mask CUCUMBER;
- MISSHA Secret Recipe Cucumber Mask;
- THEFACESHOP Real Nature Mask Cucumber.
Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Рецепты от прыщей и угрей
#1 Маска из огурцов и с голубой глиной от прыщиков, черных точек и расширенных пор. Есть два варианта её исполнения. Можно натереть свежий овощ вместе со шкуркой и смешать с одной ложкой кембрийской глины. Держать эту смесь на лице нужно до момента застывания минерала, после этого хорошо умыться.
Либо просто нанести на кожу маску из глины, и потом аккуратно разложить на лице нарезанные слайсами кусочки овоща. Эффект не заставит себя ждать, благотворные свойства каолина подтянут кожу, а огурец поможет её очистить.
Чем полезна маска из огурца:
- очищает и осветляет кожу;
- подтягивает;
- гипоаллергенна;
- быстро устраняет покраснения и мелкие прыщики;
- тонизирует .
#2 Маска из огурца и аспирина.
Она хорошо подтянет кожу, смоделирует овал лица, эффект будет как после лимфодренажного массажа. Нам понадобится:
- огурец (вымытый, желательно прямо с грядки, но от шкурки не очищаем);
- две таблетки аспирина;
- отвар ромашки.
Огурец трем на терке и смешиваем с аспирином, туда же добавляем ложечку отвара и все перемешиваем. У нас получится очень жидкая смесь с абразивными частичками. Её и нужно втирать в кожу мягкими массажными движениями. После этого на 10 минут оставить присохнуть. Смывать при помощи спонжа.
Если на витамин C аллергия, то можно заменить его кальцием глюканата. Таблетку нужно растолочь в ложечке, и всыпать в смесь. Эффект не хуже.#3 Огуречная маска для жирной кожи лица против прыщей.
Она регулирует работу сальных желез. Для её приготовления нам понадобиться:
- взбитый белок:
- несколько огурцов;
- капля косметического миндального масла.
Все ингредиенты перемешиваем и наносим тонким слоем на 20 минут. Применять раз в три дня. Для чувствительной жирной кожи после огуречной маски нужно использовать увлажняющий крем.
#4 Маска из огурца со сметаной для проблемной кожи.
Молочные продукты содержат незаменимые вещества – протеины, которые помогают избавиться от прыщей на лице. Нужно смешать жирную сметану с двумя ложками протертой массы из огурца. При желании, можно добавить немного сока лимона, тогда кожа не только станет более чистой, но и заметно осветлится. Наносить на чистое лицо на полчаса.
Факторы развития и истинные причины расстройства
Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.
Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.
Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью
Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства
Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.
Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства
Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание
К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:
перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер
Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть
Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.
С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.
Что это такое
Дисморфофобия (на английский манер BDD) – это, в научном понимании, патологическое состояние, когда индивид чрезвычайно недоволен своей внешностью, выдумывает несуществующие дефекты или определенную особенность собственного тела преувеличивает, «обвиняя» в уродстве.
Специалисты утверждают, что дисморфофобия обычно идет рука об руку с другими расстройствами: обсессивно-компульсивным, тревожными, ипохондрическими, шизотипическим, шизофренией, психопатиями.
BDD имеет множество синонимов: психоз безобразной внешности, паранойя уродства, дисморфическая тревога, бредовые идеи телесного безобразия, асимметричности и деформации.
Дисморфофобию также называют синдромами:
- Квазимодо – в честь главного героя романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», горбатого звонаря, чье тело с головы до пят было искажено, а левый глаз обрамляла большущая бородавка. Когда женщина, которой подкинули младенца, увидела его, то едва не лишилась рассудка;
- Сирано де Бержерака – исторической личности, ставшей литературным персонажем. Он имел огромный нос, благодаря которому его имя стало нарицательным и обозначало всех людей с большим носом. Стесняясь такой особенности, Бержерак так и не решился признаться в любви своей возлюбленной;
- Ван Гога – желанием нанести себе увечье или требованием произвести на себе хирургическую операцию.